На Левобережье Омска улучшили условия проезда оживленного перекрестка

Специалисты департамента транспорта города Омска совместно со специалистами бюджетного учреждения «Транссигнал» провели работы по улучшению видимости светофоров на перекрестке улиц Крупской и Перелета на Левом берегу.

После получения обращения от омских водителей, специалистами было произведено выездное обследование, которое показало необходимость в корректировке расстояния между дорожными знаками для улучшения видимости светофора.

В итоге знаки 4.2.1 и 8.22.1, обозначающие объезд препятствия, перенесли на стойку с дорожным знаком пешеходного перехода.

Повторное обследование перекрестка показало, что условия видимости знаков для водителей, движущихся по улице Крупской в направлении улицы Перелета, улучшились.

В общественном транспорте восстанавливается пассажиропоток

Специалисты департамента транспорта администрации города Омска впервые с начала 2021 года отметили рост пассажиропотока в общественном транспорте, по сравнению с 2020 годом. Так, в марте 2021 года автобусы, троллейбусы и трамваи муниципальных предприятий перевезли 6,4 миллиона пассажиров.

В марте 2020 года, перед самым началом самоизоляции из-за пандемии коронавируса, муниципальный транспорт перевез 5,8 миллионов человек. Отметка в 6 миллионов перевезенных пассажиров в месяц 2020 году не достигалась. В 2020 году пандемия внесла коррективы в работу общественного транспорта.

С 1 апреля временно было приостановлено предоставление льгот на оплату проезда в общественном транспорте. Принятые для борьбы с распространением коронавирусной инфекции меры помогли ограничить массовое перемещение уязвимых категорий граждан по городу. Как показывает статистика, в период действия режима самоизоляции, количество перевезенных пассажиров муниципальным общественным транспортом значительно сократилось.

Нынешнее восстановление пассажиропотока способствует росту выручки муниципальных предприятий. Хорошие результаты показывают и новые магистральные маршруты, которые стали лидерами по количеству перевезенных пассажиров. Так, за период с 1 декабря 2020 года по 16 марта 2021 года, ежедневно в среднем троллейбус маршрута № 3 перевозит порядка 560 человек, по маршруту № 4 – 550 человек.

Каждый автобус магистрального маршрута №22 в начале марта 2021 года стал перевозить в среднем 637 пассажиров в день. Напомним, в городе Омске уже работают четыре магистральных маршрута – это автобус № 22 и троллейбусы № 3, 4, 67. В ближайшее время будет запущен магистральный троллейбусный маршрут № 15

Увеличено количество автобусов на муниципальном маршруте №95

В департаменте транспорта администрации города Омска сообщили о том, что на муниципальном маршруте №95 (Строительный рынок «Южный» — 12-й микрорайон СТЦ «МЕГА») было увеличено количество автобусов. На маршрут, протяженностью 24,3 км, добавили четыре автобуса большого класса, благодаря чему интервал движения сократился до 7 минут в часы пик.

Сейчас на маршруте работает 18 автобусов большого класса и 6 автобусов среднего класса. 

Для удобства пассажиров на сайте www.bus-55.ru отображается оперативная информация о фактическом времени движения транспорта. Там же можно увидеть автобусы с желтым значком «инвалид», которые имеют специальное оборудование для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения.

Омичам напоминают, что при планировании поездок информацию о плановом времени движения муниципального транспорта можно узнать в информационно-справочной службе муниципального предприятия города Омска «Пассажирсервис» по телефону 78-79-66.

В департаменте транспорта приступили к разработке единой маршрутной схемы

Мэр города Омска Оксана Фадина подписала распоряжение №33-р, согласно которому департаменту транспорта поручено разработать единую маршрутную схему. Об этом сегодня на брифинге в администрации города Омска рассказал заместитель директора департамента транспорта Игорь Кожухов.

В ходе разработки схемы будет проведено обследование пассажиропотока муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска с использованием данных автоматизированной системы оплаты проезда (далее – АСОП), в том числе межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах Омской области, подключенных к АСОП.

Эти мероприятия включены в план мероприятий по реализации послания губернатора Омской области Законодательному Собранию. Работы начаты на основании распоряжения Правительства Омской области от 29.12.2020 № 283-рп и распоряжения Администрации города Омска от 25.03.2021 года №33-р. Проводятся работы совместно с Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.

Совместно с министерством специалистам департамента требуется провести оценку проведенных обследований по распределению пассажиропотоков и на основании полученной информации разработать новую маршрутную сеть. При этом необходимо будет учитывать действующие пригородные межмуниципальные маршруты, так как сейчас некоторые из них пролегают по центральным улицам города Омска, что способствует увеличению заторов на дорогах, а также дублируют городские маршруты.

«Преждевременно утверждать, что работа маршруток в городе будет исключена в ближайшее время. Окончательно ответ на этот вопрос можно дать после проведения обследования пассажиропотока и определения потребностей в количестве автобусов различного класса. Если по итогам обследования пассажиропотока мы поймем, что в центре нужны автобусы большого и среднего класса, то того количества автобусов, что сегодня мы имеем, может не хватить для быстрой реализации новой маршрутной сети. Поэтому для ее запуска в полном объеме может понадобиться время», — сообщил Игорь Кожухов.

Как отметил Игорь Кожухов, вопрос внесения изменений в действующую систему работы электронной транспортной карты «Омка» будут обсуждать, когда прорисуется новый вариант маршрутной сети и будут сделаны экономические расчеты. В любом случае, возможности карт будут лишь улучшаться, а функционал — расширяться.

Поручение губернатора должно быть исполнено в срок до 15 декабря 2021 года. К этой дате необходимо разработать предложения по созданию единой маршрутной сети и, в случае их принятия, начать работу по их внедрению. Отметим, что на сегодняшний день в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска числится 135 муниципальных маршрутов регулярных перевозок:

121 автобусный маршрут;

8 троллейбусных маршрутов;

6 трамвайных маршрутов.

На 68 маршрутах запланированы регулярные перевозки по регулируемым тарифам, на 67 маршрутах – по нерегулируемым тарифам. В соответствии с реестром предусмотрено осуществление регулярных перевозок с использованием 2450 транспортных средств, в том числе:

1651 автобуса малого класса;

350 автобусов среднего класса;

253 автобуса большого класса;

121 троллейбус;

75 трамваев.

Расширяются планы по развитию магистральных маршрутов в Омске

В департаменте транспорта сообщили о том, что количество магистральных маршрутов в городе Омске в ближайшей перспективе может быть увеличено.

Согласно документу планирования, магистральными станут 10 маршрутов: автобусные маршруты № 22, 29, 33, 69, 110, и троллейбусные маршруты № 2, 3, 4, 15, 67. Часть маршрутов уже была укомплектована: это автобусный маршрут № 22 ул. Бархатовой - МСЧ-9 (ул. Индустриальная), троллейбусные маршруты № 3 «Поселок Чкаловский — Железнодорожный вокзал» и № 4 «ОАО ОНПЗ — Железнодорожный вокзал». 29 троллейбусов которые поступят в Омск до конца марта 2021 года, будут работать на маршрутах № 15 «Пос. Чкаловский – ул. Гашека» и № 67 «Пос. Солнечный – ОНПЗ».

Первый магистральный маршрут запустили осенью 2020 года, им стал троллейбус № 4. Маршруты, которые станут магистральными, были выбраны по результатам обследования пассажиропотока и на основании обращений горожан. Это маршруты с высоким пассажиропотоком. Машины выходят в линию не позднее 6:00 и уходят в депо не ранее 23 часов. В часы пик интервал движения не превышает 10 минут, в межпиковое время — 20 минут.

Две заявки на участие в национальном проекте «Безопасные и качественнее автомобильные дороги» были поданы в январе и в июле 2020 года. В рамках первой заявки в период с 2020 по 2022 год планировалось приобретение 105 автобусов большого класса, работающих на компримированном природном газе, а также 76 современных троллейбусов. Второй заявкой было предусмотрено приобретение 65 автобусов (для маршрутов № 22, 33, 69), работающих на КПГ и 42 троллейбусов.

Благодаря частичному одобрению заявок Минтрансом РФ в 2020 году в Омск поступило 33 троллейбуса и 20 автобусов. В 2021 году город закупил еще 29 современных низкопольных троллейбусов, которые будут работать на маршрутах № 67 и № 15. Таким образом, магистральные маршруты дополнительно охватят Левый берег и микрорайон Московка.

Троллейбус производства «ПК Транспортные системы» модели 6281 «Адмирал» – это современный, низкопольный троллейбус, созданный с учётом требований эксплуатации в мегаполисах: широкие дверные проемы и просторные накопительные площадки, современный дизайн, светлый салон. Климат-контроль пассажирского салона и кабины водителя, максимальная обзорность и высокая эргономичность водительского места.

Помимо троллейбусов в Омске уже работают 20 новых автобусов «Волгабас» и 24 современных трамвая «Спектр». Приобрести автобусы удалось благодаря одобрению заявки администрации города Омска на участие в национальном проекте «БКАД» и получению субсидии в рамках подпрограммы «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 2020 году. Размер федеральной субсидии при покупке автобусов составил 60 % от стоимости.

Поставка 24 новых вагонов производства АО «УралТрансМаш» стала самым масштабным обновлением подвижного состава, начиная с 1991 года. Доставленный в Омск трамвай «Спектр» произведен в Екатеринбурге на заводе «Уралтрансмаш» (входит в АО «НПК «Уралвагонзавод»). Трамваи закуплены в рассрочку на пять лет напрямую у производителя, без участия лизинговой компании, и без лизингового удорожания.

Вопрос о возможности дальнейших поставок автобусов и троллейбусов в рамках НП «БКАД» уже прорабатывается департаментом транспорта.

Магистральные маршруты стали лидерами по перевозкам пассажиров

В департаменте транспорта сообщили о том, какие городские муниципальные маршруты имеют наибольшую популярность у пассажиров. Как и ожидалось, наибольшее число пассажиров в день перевозят маршруты, ставшие магистральными, то есть работающие с 06:00 до 23:00 часов. Машины выходят в линию не позднее 6:00 и уходят в депо не ранее 23 часов. В часы пик интервал движения не превышает 10 минут, в межпиковое время — 20 минут.

Отметим, что маршруты, которые станут магистральными, были отобраны по результатам обследования пассажиропотока. Как показывает статистика за период с 1 декабря 2020 года по 16 марта 2021 года, ежедневно в среднем троллейбус маршрута № 3 перевозит порядка 560 человек, по маршруту № 4 – 550 человек. Каждый автобус магистрального маршрута №22 в начале марта 2021 года стал перевозить в среднем 637 пассажиров. Напомним, в городе Омске уже работают четыре магистральных маршрута – это автобус № 22 и троллейбусы № 3, 4, 67. В ближайшее время будет запущен магистральный троллейбусный маршрут № 15.

Согласно статистическим данным, отобранные маршруты, которые ещё только планируется сделать магистральными, уже сейчас являются востребованными у пассажиров. Это означает, что после запуска маршрутов в качестве магистральных, уровень пассажиропотока увеличится.

Департамент транспорта занимается разработкой дополнительных магистральных маршрутов таким образом, чтобы охватить ими весь город.

Напомним, магистральные маршруты в Омске появились после одобрения заявок по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Всего на федеральную субсидию претендовали 63 региона, заявки оценивались по 28 критериям, Омская область заняла 4 место. По итогам проделанной работы Омск получил субсидирование из федерального бюджета на приобретение в лизинг современных троллейбусов и автобусов. Одним из условий участия в нацпроекте была организация магистральных маршрутов с работой в линии с 06:00 до 23:00 часов.

Александр Бурков и Оксана Фадина запустили новый магистральный маршрут

Сегодня, 20 марта, на территории троллейбусного депо муниципального предприятия «Электротранспорт» состоялась презентация новых троллейбусов «Адмирал», которые выйдут на новый магистральный маршрут № 67.

Губернатор Омской области Александр Бурков и мэр города Омска Оксана Фадина обратились к водителям с напутственной речью и дали старт новому магистральному маршруту.

«В последние годы мы в хорошем темпе обновляем муниципальный транспорт в городе, – отметил Александр Бурков. – Что касается новых троллейбусов, то здесь нужно отдать должное департаменту транспорта и мэру Оксане Николаевне Фадиной, так как готовили документы очень качественно и в сжатые сроки для участия в конкурсе на компенсацию из федерального бюджета. Всего у нас 135 троллейбусов в парке из них 62 новых. Практически наполовину произошло обновление. Важно, что 60 % стоимости нам компенсирует федеральный центр через лизинговую компанию. Мы продолжаем выполнять задачу, поставленную президентом Владимиром Владимировичем Путиным, по созданию комфортных условий жизни на территории страны. И сегодня, как один из шагов на пути к задаче, обновление транспорта».

Мэр Омска Оксана Фадина подчеркнула важность для омичей этого маршрута:

«Когда в прошлом году мы с Александром Леонидовичем Бурковым запускали первые два магистральных маршрута – № 3 и 4, омичи отмечали необходимость магистрального маршрута, связующего правый берег Иртыша с левым. Но и для нас это было очевидным, поэтому сейчас мы запускаем третий маршрут – № 67, который свяжет Нефтяники с Левобережьем. Впереди у нас еще один магистральный маршрут – № 15. И далее мы продолжим работу по запуску новых маршрутов. Сегодня работа муниципалитета подает пример качественного общественного транспорта на городском рынке, что в конечном результате работает на пользу жителям города, дает им комфортные условия передвижения».

После презентации из депо троллейбусы отправились на маршрут. Магистральный маршрут предполагает работу транспорта с 6:00 до 23:00 часов. В часы пик интервал движения не должен превышать 10 минут, в межпиковое время — 20 минут.

Отметим, что обновление подвижного состава в 2020-2021 годах проходит благодаря личному участию губернатора Омской области Александра Буркова в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

По нацпроекту предусматривается выделение субсидий региональным перевозчикам на приобретение в лизинг подвижного состава в размере 60 %. Минтранс РФ частично одобрил две заявки от Омска и в 2020 году в город поступило 33 троллейбуса и 20 автобусов. В 2021 году город закупил еще 29 современных низкопольных троллейбусов со сроком поставки до 31 марта.

Ранее магистральными в Омске стали уже два троллейбусных маршрута: № 4 (Железнодорожный вокзал – Омский нефтеперерабатывающий завод пос. Ермак) запущен 1 ноября 2020 года; № 3 (Железнодорожный вокзал – пос. Чкаловский) запущен 15 декабря 2020 года.

Четвертый магистральный маршрут № 15 выйдет работать в линию в качестве магистрального 3 апреля 2021 года.

Помимо троллейбусов в Омске уже работают 20 новых автобусов «Волгабас» и 24 современных трамвая «Спектр». Приобрести автобусы удалось благодаря одобрению заявки администрации города Омска на участие в национальном проекте «БКАД» и получению субсидии в рамках подпрограммы «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 2020 году. Размер федеральной субсидии при покупке автобусов составил 60% от стоимости.

Поставка 24 новых вагонов производства АО «УралТрансМаш» стала самым масштабным обновлением подвижного состава, начиная с 1991 года. Доставленный в Омск трамвай «Спектр» произведен в Екатеринбурге на заводе «Уралтрансмаш» (входит в АО «НПК «Уралвагонзавод»). Трамваи закуплены в рассрочку на пять лет напрямую у производителя, без участия лизинговой компании, и без участия в национальном проекте.

Вопрос о возможности дальнейших поставок автобусов и троллейбусов в рамках НП «БКАД» уже прорабатывается департаментом транспорта.

Количество магистральных маршрутов в городе Омске в ближайшей перспективе может быть увеличено.

Согласно документу планирования, магистральными станут 10 маршрутов: автобусные маршруты № 22, 29, 33, 69, 110, и троллейбусные маршруты № 2, 3, 4, 15, 67. Часть маршрутов уже была укомплектована: это автобусный маршрут №22 ул. Бархатовой - МСЧ-9 (ул. Индустриальная), троллейбусные маршруты №3 «Посёлок Чкаловский — Железнодорожный вокзал» и №4 «ОАО ОНПЗ — Железнодорожный вокзал». 29 троллейбусов которые поступят в Омск до конца марта 2021 года, будут работать на маршрутах №15 «Пос. Чкаловский – ул. Гашека» и №67 «Пос. Солнечный – ОНПЗ».

Справка: Троллейбус производства «ПК Транспортные системы» модели 6281 «Адмирал» – это современный, низкопольный троллейбус, созданный с учётом требований эксплуатации в мегаполисах: широкие дверные проемы и просторные накопительные площадки, современный дизайн, светлый салон. Климат-контроль пассажирского салона и кабины водителя, максимальная обзорность и высокая эргономичность водительского места.

Также в троллейбусе предусмотрено оборудование для пассажиров с ограниченными возможностями: кнопка вызова водителя на двери (с адресным открытием), откидная аппарель, место для инвалидной коляски с системой фиксации и системой оповещения водителя.

Транспорт данной марки оборудованы системой автономного хода, что позволит в свою очередь объехать препятствия на расстояние до 150 м.

Салон выполнен из алюминиевых сплавов. Легкий и прочный кузов сделан из высокотехнологичных материалов. У троллейбуса низкая пожарная нагрузка, а также низкое удельное потребление электроэнергии на тягу. Имеется наружная система видеоконтроля зон посадки-высадки пассажиров и мониторинга дорожной ситуации. Звуковые и вибрационные нагрузки в пассажирском салоне максимально снижены. 30 мест для сидения, общая вместимость 96 человек.

«Пассажирсервис» выпустил приложение «ОМКА» для мобильных телефонов

С помощью нового приложения «ОМКА» для мобильных телефонов можно пополнить баланс электронного проездного билета, записать платеж на карту, получить информацию о тарифах и, при необходимости, сменить тариф. В приложении также можно узнать местонахождение ближайших пунктов обслуживания и пополнения транспортных карт.

Как рассказали в департаменте транспорта, владельцам смартфонов с технологией бесконтактной оплаты NFC будут доступны все функции приложения «ОМКА», в том числе они смогут увидеть актуальный баланс карты и записать совершенный платеж на карту, не дожидаясь проезда в транспорте.

Для владельцев смартфонов без NFC считывателя, предусмотрена возможность совершения отложенных платежей, информация о которых поступает в терминалы перевозчиков на следующий день и записывается на карту при проезде. Баланс карты в данном случае может быть не актуальным.

Пополнить транспортную карту можно с карты любого банка без комиссии. С подробной инструкцией о пополнении транспортных карт с помощью приложения можно ознакомиться на сайте http://etk55.ru. Приложение «ОМКА» можно скачать в Google Play и установить на смартфон с операционной системой Android. На базе iOS приложение появится позднее.

В Омске растёт популярность бесконтактной оплаты проезда в городском пассажирском транспорте

В департаменте транспорта администрации Омска проанализировали, как часто за минувший год пассажиры оплачивали проезд в городском пассажирском транспорте бесконтактным способом. Система безналичной оплаты проезда была массово внедрена в январе 2019 года, и с тех пор популярность такого способа оплаты стабильно растет.

В 2020 году ежемесячно омичи оплачивали проезд в транспорте банковскими картами в среднем 3,3 миллиона раз. Транспортной картой «Омка», которая позволяет совершать поездки с бесплатной пересадкой в течение 45 минут, горожане ежемесячно пользовались в среднем 3,9 миллиона раз. Общее среднемесячное число транзакций по безналичной оплате проезда в городском общественном транспорте в 2020 году составило 7,2 миллиона.

Сейчас в департаменте транспорта работают над созданием Единой платежной карты. Она объединит в себе банковскую платежную систему, транспортное приложение и набор клиентских сервисов лояльности. Это сможет способствовать росту популярности бесконтактной оплаты проезда в городском пассажирском транспорте.

Напомним, в 2020 году Омск стал лучшим в стране по внедрению новых платежных решений в транспорте. К такому выводу пришли организаторы специализированного форума, посвященного развитию платежных решений в сфере транспорта. Омская область первой в России реализовала возможность подключения к облачному сервису фискализации на базе автоматизированной системы оплаты проезда МП города Омска «Пассажирсервис». Тогда опыт Омской области был признан лучшим в стране: фискализируется уже более 50% платежей в транспорте.

Александр Бурков и Оксана Фадина вручили водителям ключи от новых автобусов «Волгабас»

В Омске состоялась презентация партии из 20 новых газомоторных автобусов, которые уже завтра выйдут на маршрут № 22 «ул. Бархатовой - МСЧ-9».

Автобусы были приобретены в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Федеральное софинансирование составило 60% от стоимости техники. Новый подвижной состав прибыл в Омск в декабре прошлого года, машины уже прошли обкатку и готовы выйти в рейс.

Губернатор Омской области Александр Бурков отметил вклад президента России Владимира Путина в реализацию национального проекта:

«Ну, во-первых, безусловно, подарок обеспечен президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным, который инициировал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках этого проекта мы с вами в прошлом году закупили 33 троллейбуса, в этом году мы закупили, и сейчас перед нами стоят, 20 автобусов большой вместимости на газовом топливе – это вопрос экономии, это вопрос экологической безопасности – они решены в рамках этого национального проекта. Три года назад вместе с мэром Оксаной Николаевной мы начинали программу обновления автотранспорта, и мы купили 220 автобусов за эти 3 года, десятки троллейбусов и трамваев. Мы видим, что ситуация в городе меняется, и совершенно другие условия для омичей, которые пользуются общественным транспортом. Это главное, ключевое – создать комфортные условия жизни в городе. Да, это стоит денег, но это нужно делать для того, чтобы наш город действительно преображался, чтобы люди, которые в нем живут, хотели жить в нем всегда, и не искали новые места жительства. Это главное, на мой взгляд, в чем состоит работа и областного правительства, и мэрии города Омска».

Мэр Омска Оксана Фадина напомнила о важности магистральных маршрутов, что новые автобусы будут работать с интервалом 10 минут:

«Транспорт в жизни любого современного человека стал неотъемлемым условием. Общественный транспорт не должен отставать от требований комфорта, динамичности, современности и своевременности. Задача в рамках национального проекта соответствовать требованиям и эти маршруты будут работать с 6:00 до 23:00. Интервал между автобусами не должен превышать 10 минут. Ну и конечно, главное, это комфорт, который почувствуют наши жители. Я хочу поздравить всех омичей с тем, что это совместные результаты. Это требования горожан, которые мы обязаны выполнять. Уверена, что начало 2021 года будет положительным и богатым на позитивные события, которые мы сейчас активно готовим».

Как рассказали в департаменте транспорта, автобусы «Волгабас Ситиритм» полностью низкопольные, что позволяет кондуктору и пассажирам безопасно перемещаться по всей длине салона. Пневматическая система наклона кузова сделает посадку и высадку из автобуса комфортной, а в совокупности с откидной аппарелью максимально облегчит доступ в автобус людей с ограниченными возможностями. С внешней стороны автобусы оборудованы кнопками вызова водителя, а в центральной части салона расположено специальное место для колясок. Общая пассажировместимость автобуса составляет 111 человек, мест для сидения — 28. Стоимость одного автобуса составляет 12,4 миллиона рублей.

Автобусы с комфортабельным салоном и надежной компонентной базой работают на компримированном природном газе — метане, что обеспечивает технике экономическую эффективность и экологичность. Выбросы в атмосферу у газомоторных автобусов минимальны.

Как отметили в профильном департаменте, с обновлением подвижного состава маршрут №22 станет магистральным и будет работать с 6:00 до 23:00, а интервал движения автобусов на маршруте в часы пик будет составлять не более 10 минут.

Это не первое обновление муниципального транспорта за последние годы. В 2017 - 2020 годах департаментом транспорта Администрации города Омска проведены работы по приобретению подвижного состава большого класса, использующих в качестве топлива природный газ, а также автобусов среднего и малого класса, троллейбусов и трамваев.

В 2017 году было приобретено 30 автобусов среднего класса марки ПАЗ, в 2018 – 20 автобусов НефАЗ, 100 автобусов ПАЗ и 100 автобусов малого класса марки «Луидор».

В 2020 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» было получено 33 троллейбуса «Адмирал», еще 29 троллейбусов планируется приобрести в нынешнем году.

Также в 2020 году «Электрический транспорт» приобрел 24 трамвайных вагона.