В Омске реализуется региональный проект «Чистый воздух», который является частью национального проекта «Экология». В рамках этих проектов происходит замещение автобусов, работающих на дизельном и бензиновом топливе, автобусами, использующими в качестве топлива компримированный природный газ; оно предусмотрено комплексным планом мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Омске, утвержденным заместителем председателя федерального правительства В.В. Абрамченко.
Данный план предусматривает выделение из федерального бюджета в 2021 году 613,4 млн рублей без привлечения средств бюджета Омска. 9 сентября городская администрация заключила с областным министерством природных ресурсов и экологи соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, согласно которому планировалось купить 48 автобусов российского производства, работающих на газомоторном топливе. По результатам электронного аукциона департамент транспорта городской администрации заключил муниципальный контракт с ООО «Автомаркет». Эта компания должна поставить 48 автобусов марки ЛиАЗ 529267, цена контракта — 573,5 млн рублей, ожидаемая дата поставки — не позднее 15 декабря 2021 года.
Образовалась экономия в 39,9 млн рублей. 20 октября городская администрация заключила с Минприроды дополнительное соглашение, по которому число автобусов увеличивалось с 48 до 51 единицы без изменения суммы выделенных средств. Департамент транспорта провёл новую закупку. Заявку подала только одна компания, ООО «Автомаркет», так что электронный аукцион был признан несостоявшимся. 22 ноября планируется заключить с «Автомаркетом» контракт как с единственным участником торгов.
На очередном заседании комитета Омского городского совета по вопросам ЖКХ и транспорта глава департамента транспорта Вадим Кормилец предоставил депутатам более подробную информацию о новом подвижном составе.
Речь идёт об автобусах марки ЛиАЗ 529267 производства ООО «Ликинский автобусный завод». Они оснащены системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет всем категориям пассажиров чувствовать себя комфортно. Автобусы обладают увеличенной пассажировместимостью (108 мест, в том числе 28 мест для сидения). Отсутствие ступеней обеспечивает высокую скорость пассажирообмена, что сокращает время прохождения маршрута на 15%.
Главная характеристика автобусов — использование природного газа (метана), что позволяет значительно снизить объём вредных выбросов. Департаментом транспорта подготовлен и согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проект макета внешнего и внутреннего оформления салонов автобусов, предусматривающий нанесение символики города Омска и национального проекта «Экология».
Новые автобусы будут переданы в хозяйственное ведение «Пассажирскому предприятию № 8», которое обеспечит технический осмотр, зарегистрирует транспорт в ГИБДД, проведет брендирование салонов. На все это понадобится не меньше месяца, так что ориентировочный срок ввода автобусов — вторая половина января 2022 года.
Новый подвижной состав планируется распределить по маршрутам №№ 29, 33, 45, 61, 79, 95, 103. Эти маршруты включают автомобильные дороги, указанные в сводных расчетах загрязнения атмосферного воздуха в Омске, утвержденных приказом Росприроднадзора: улицы Герцена, Королева, Воровского, Масленникова, Богдана Хмельницкого, ул. Нефтезаводская. Приобретение новых автобусов в 2021 году и вывод из эксплуатации старых автобусов позволит обновить автобусный парк и снизить его износ с 48,3 % до 38,4%.
В дальнейшем обновление общественного транспорта планируется продолжать. Комплексный план предусматривает выделение на закупку автобусов, работающих на компримированном природном газе, 873,4 млн рублей. Конкретные объемы и источники финансирования будут определены дополнительно.